На помощь инженерам первыми пришли акустики. Они предложили применить для контроля качества железобетонных изделий звуки сверхвысокой частоты. Эти неслышимые звуки обладают способностью очень хорошо распространяться в твердых предметах, но очень быстро гаснуть в газообразной среде — в воздухе. Поэтому, если в толще железобетонной плиты на пути ультразвукового луча окажется пустота — «каверна» — или трещина, то луч не пройдет насквозь, и прибор, регистрирующий распространение ультразвука, отметит угрожающее «молчание».
Ультразвуки сослужили и другую службу. Скорость их распространения в бетоне зависит от его прочности. Измерив с помощью приборов, как распространяется звуковой луч http://planete-zemlya.ru/category/chelovek-s-planety-zemlya/teoriya-darvina/chelovek-pryamoxodyashhij-teoriya-darvina/, можно сразу сказать, соответствует ли прочность бетона в изделии требованиям, которые предъявляют к нему строители.
Но ультразвуки отвечают не на все вопросы строителей. Они не позволяют проверить правильность расположения арматуры в толще плиты, а от этого в очень большой степени зависит ее способность сопротивляться разрушающим влияниям нагрузок. Не помогут здесь строителям и рентгеновские лучи, с помощью которых так хорошо проверяются железные изделия. Бетон почти непроницаем для рентгеновских лучей. Но вот гамма-лучи, испускаемые радиоактивными веществами, способны пронизать значительную толщу бетона. Их задерживают лишь метровые панцыри атомных котлов. Что же касается обычных железобетонных строительных деталей, то они легко доступны потокам радиоизлучений. И когда достижения физической науки дали в руки ученых для мирного использования мощные источники атомной энергии, стал осуществим контроль железобетонных изделий.
Радиолучи дают возможность видеть железобетонное изделие насквозь, его можно заснять на пленку. При этом, в отличие от рентгеновских аппаратов, громоздких и требующих для своей работы токов высокого напряжения, излучатель гамма-лучей очень невелик http://poduch.com.ua/gradostroitelnoe/3649-keramicheskaya-cherepica.html. Источником лучей в нем служит крупинка радиоактивного вещества весом в сотые доли грамма. Поэтому радиоконтролер может проникнуть со своим аппаратом на любой участок завода, проверить плиту на складе, испытать ее уже тогда, когда она станет частью дома. Пока радио-контроль осуществляется только в лабораториях. Но недалек тот день, когда каждое изделие на заводе будет подвергаться самой точной и надежной проверке.
Итак, за полвека оказался пройденным путь от грубого испытания каждого изделия чрезмерной нагрузкой к проверке изделий специальными аппаратами, не причиняющими им никакого вреда. За полвека инженеры накопили огромный опыт. Теперь, вместо того чтобы всегда и во всех случаях строить модель моста или плиты, инженер http://oblast.kr.ua/mista/mkirovograd/4463-avtovokzaly-kirovograda.html часто строит их мысленно, на бумаге, и проверяет свой замысел по формулам из объемистого справочника «Железобетонные конструкции».
Совершенствуя систему контроля над железобетоном, инженеры добиваются разумного использования его прочности в различных строительных конструкциях. Эту возможность обеспечили им многолетние исследования свойств железобетона. Уже при самых первых испытаниях выяснилось, что прочность железобетона в очень большой степени зависит от того, как расположена в нем арматура. Железобетонная балка опирается концами на две опоры, например на противоположные стены. Спрашивается: где надо расположить в этой балке арматуру, чтобы она использовалась с максимальным эффектом?