Рынки для развивающихся стран

13.1.2013 - 1721 просмотр ;)

Развитые страны были гораздо больше заинтересованы в рынках друг друга, чем в рынках развивающихся стран. Бергстен (Bergsten, 1998) описывает историю послевоенной многосторонней торговли в терминах «отношений силы» между богатыми государствами, особенно ЕС и США. Он утверждает, что создание в 50-х годах прообраза Европейского общего рынка послужило одной из ключевых причин американской инициативы по проведению в начале 60-х гг. Раунда Кеннеди. США хотели ослабить возникавшую дискриминацию американского экспорта, а также построить «новое атлантическое партнерство», провозглашенное президентом Кеннеди. Точно так же экспансия Европейского сообщества в направлении Великобритании и других стран, наряду с усилением его дискриминационного отношения к новым важным рынкам, были важной причиной американского решения настаивать на проведении в 70-х гг. Токийского раунда. Таким образом, главной заботой развитых стран было добиться доступа к другим развитым рынкам, и центральным моментом повестки дня реформирования международной торговли стали меры по либерализации применительно к тем товарам, которыми эти страны активно торговали.


В совокупности эти факторы объясняют второстепенную роль развивающихся государств в большинстве переговоров ГАТТ. В результате нескольких циклов принятия соглашений мировая торговая система была приведена в соответствие с интересами развитых стран, которые активно участвовали в переговорах. Протекционистская защита против товаров их экспорта последовательно снижалась, но на продукцию, активно экспортируемую развивающимися странами, она сохранялась. Неудивительно, что режим ГАТТ постепенно распространился на торговлю всеми товарами, кроме сельскохозяйственных и текстиля (в обоих видах заинтересованы развивающиеся страны), которые стали предметом отдельных соглашений, гораздо менее либеральных, чем соглашения в системе ГАТТ. Текстильные изделия покрывались Договором о поливолоконных изделиях (Multifiber Arrangement), в рамках которого развивающиеся страны вели на двусторонней основе торги о квотах на продукцию, которую могли экспортировать в развитые страны. Дискриминации подверглись только развивающиеся государства: индустриальные не вводили ограничений на импорт текстиля из других индустриальных государств. Аналогичным образом из ГАТТ была исключена торговля сельскохозяйственной продукцией, и развитые страны поныне продолжают проводить протекционистскую аграрную политику, которая вызывает отклонения в торговле и наносит ущерб производителям развивающихся стран. Еще в середине 60-х гг. было признано, что мировая торговая система несправедлива. «По большому счету торговую политику развитых стран можно назвать дискриминационной по отношению к менее развитым странам. Хотя в целом первые не выступают против этих стран в форме, запрещаемой принципом наибольшего благоприятствования… их политика по сути является дискриминационной в том смысле, что самые значительные барьеры возведены на пути товаров, в производстве которых менее развитые страны обычно имеют сравнительное преимущество, — это сельскохозяйственная продукция в сыром или обработанном виде и трудоемкие и технологически несовершенные потребительские товары».

Статьи из раздела, Видеочат рулетка